Культурный сезон

Для всех хороших людей
с октября по июнь
(с перерывом на
новогодние каникулы
)
в магазине музыки
"ДОМ КУЛЬТУРЫ",
презентации новых альбомов, книг, фильмов,
концерты, видеопоказы, лектории.

традиционно
КАЖДОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
(и иногда в субботу)
с 17 до 19
встречи с АВТОРАМИ.
(расписание на текущий
месяц - см. "ДК-афиша")

ВХОД СВОБОДНЫЙ!
(при наличии мест
и за исключением
специальных
клубных мероприятий)


21 апреля
Игорь "ИША" ПЕТРОВСКИЙ
Наталья НАУМЕНКО
Олег КОВРИГА
Презентация
"Книжки для Майка"
17.00

ДК-афиша

ДК РЕКОМЕНДУЕТ

Бар
Меню
Пиво HOBGOBLIN 0.33 / 0.5 мл.
200 / 300 р.
Новости

Контрабандное интервью с Борисом Чистым

25 февраля в нашем ДОМе КУЛЬТУРЫ состоится большой акустический сольный концерт петербургского сонграйтера Бориса Чистого. В преддверии этого события портал "КОНТРАБАНДА" решил поговорить с музыкантом о его новом альбоме «Полурассвет», который вышел в ноябре, многоканальной музыке и многом другом.

КОНТРАБАНДА: Как появился «Полурассвет»?
Борис Чистый: Осенью 2015 года я написал песню «Любовь любви» и решил записать её как сингл. Я обратился к Вадиму Сергееву (Дессу), который работает звукорежиссёром M-86 AudioStudio библиотеки им. В. В. Маяковского. Мы дружим уже более тридцати лет. И попросил сделать запись. После того, как мы записали песню, Десс неожиданно предложил сделать новый альбом. Мы много думали о том, каким он будет. В результате, мы пришли к решению сделать многоканальный альбом в формате CD/DVD-audio 5.1. Потому что хотели создать нечто новое и неожиданное. Переосмыслить мои песни и показать, как они звучат на самом деле. И для этого мы постарались максимально использовать доступные нам технические возможности и художественные приёмы. Структура альбома, порядок песен, темпы и примерный характер аранжировок были нами оговорены и спланированы заранее, до начала записи. А само название альбома – «Полурассвет» – появилось совершенно случайно. Просто пришло мне в голову в какой-то момент. Полурассвет – это рассвет, который начался, но так и не случился полностью.

КОНТРАБАНДА: Ты говорил, что шёл к этой записи более четверти века. Как это было?
Борис Чистый: Первый альбом, «Набережную Лимпопо», мы записали в 1988 году, в общежитии завода «Электрик» имени Н. М. Шверника, на магнитофон «Орбита 106». У нас даже микшерного пульта не было. Идея записи, опять же, принадлежала Дессу, который в те далёкие времена играл с нами в группе на перкуссии. На довольно необычном инструменте, сделанном из пятилитровой банки, на которую была натянута козлиная шкура. Звучало прикольно. Десс уже тогда начинал интересоваться звуком и звукозаписью. Я помню, что мы довольно долго выстраивали звук, искали правильные места для микрофонов… Многие потом были уверены, что это хоть и не очень качественная, но тем не менее – студийная запись. С нами на этой записи сыграл замечательный скрипач – Алексей Попов. И «Набережная Лимпопо» внезапно стала хитом и вошла в историю – в некотором роде. А самой первой настоящей студийной записью стал альбом «Такие дни» (1991), который был записан на студии звукозаписи ленинградского Дома Радио для телепередачи «Пятое колесо». («Пятое колесо» — программа ленинградского телевидения времён перестройки, вошедшая в историю с выпуском «Тихая поп-механика, или Шолохов и Курёхин о грибах» — прим. КОНТРАБАНДЫ). Эта запись произошла довольно спонтанно. Всё началось с того, что одно из моих уличных выступлений случайно попало в сюжет программы «Телекурьер», съёмочная группа которой ездила по ленинградским улицам и делала репортажи. Кто-то из моих знакомых, работавших тогда на ТВ, увидел этот сюжет и предложил записать мои песни для передачи. Меня пригласили в студию, где я записал восемь песен. Эта запись так и не была использована в программе, но мне удалось забрать катушку с оригиналом записи, которая хранилась у меня дома в течение многих лет. Впоследствии она была найдена и оцифрована Дессом. Особой музыкальной ценности этот альбом не представляет, однако именно тогда я впервые услышал свои песни в записи, сделанной на профессиональной студии. В те времена – моя музыка, исполнение и подача, конечно, очень сильно уступали качеству самой записи.
В 1993 году у меня была операция на лёгких, после которой врачи запретили мне петь. Когда я более-менее пришёл в себя, случилась вторая операция… После долгого перерыва я снова вернулся к музыке и встретил Юру Шенкера на фестивале «Дверь в лето» (1996). Мы неплохо вместе сыгрались, сделали несколько совместных концертов, а потом Шенкер предложил записать альбом. И даже нашёл деньги на студийную запись. Мы оплатили сессию на малой студии Санкт-Петербургского института кино и телевидения, где в один проход записали альбом «Закрытие Луны» (1999). По сути это был не студийный альбом, а живой концерт, сыгранный и записанный в студии.
После этого была третья операция и самый длительный перерыв в моей музыкальной деятельности, вплоть до середины 2000-х. В 2004 году Олег Куваев, мультипликатор и автор Масяни, запустил новый мультсериал «Магазинчик Бо» и захотел использовать оригинальную запись песни «Набережная Лимпопо» – как саундтрек в одной из первых серий. Для этого он нашёл меня и заключил авторский договор. Там же, на студии «Мульт.ру», я познакомился с Александром Бурьяновым (Alien-ом), который был штатным композитором Олега Куваева, и мы записали несколько моих песен. Немного позже, уже в 2006 году, появилась группа Чёрно-белое радио, в которой вместе со мной играли Александр “Alien” Бурьянов, Михаил Атласов и Павел Возлинский. Мы сделали полноценную концертную программу, в которой были как старые мои песни, так и несколько новых, написанных специально для группы. Проект был классный, мы отыграли пару десятков сольных концертов и сетов на различных сборных концертах и фестивалях. Планировалась и студийная запись, но не сложилось, к сожалению. Однако всем участникам Чёрно-белого радио я очень благодарен. Участие в этом проекте многому меня научило. А потом я придумал танго, которое впоследствии стало песней «Куба». И пригласил Анастасию Гут спеть вокальную партию в нём. Какое-то время мы выступали как дуэт, пока на одном из наших выступлений ко мне не подошёл Тони Бредов со словами: «Ребята, мне кажется, я ваш басист». Позже к нам присоединился Роман Антонов на перкуссии. И вместе – получился Чистый/Бэнд, с которым я записал альбом «Арифмо» (2010). Тоже довольно спонтанная идея, просто в какой-то момент директор группы пришла и сказала: «Через 23 дня у вас презентация нового альбома». «Арифмо» был записан у меня дома, в девятиметровой комнате с окном на шумный проспект. С помощью аудиокарты M-Audio FireWire Solo и микрофона Shure Beta 58A, я самостоятельно сделал потрековую запись всех инструментов и вокальных партий на этом альбоме. Мы работали каждый день и полностью записали десять треков всего за две недели, в рекордные для этого сроки. Сведение и мастеринг выполнил Десс в своей студии Limpopo Mixing & Mastering Lab. И диски ушли в печать. Я тогда увлекался эстетикой стимпанка, поэтому мы сочинили легенду о музыкантах-любителях, попавших в наш мир из параллельного измерения. Для этого были придуманы и сшиты костюмы, а к специальному тиражу альбома прилагался арт-бук с фотографиями и историей о появлении в нашем мире экипажа почтового дирижабля, где в качестве героев из параллельного мира выступали участники группы. Потом были презентации альбома в Петербурге и Москве, мы ездили в тур по стране, выступали на многих крупных фестивалях. В 2013 году проект Чистый/Бэнд окончательно распался, оставив о себе самые добрые воспоминания. В последние годы ничего особенного не происходило, я тихо писал песни и что-то играл сам для себя… Пока, два года назад, не случилась запись сингла «Любовь любви», которая дала старт новому альбому. И вот теперь, спустя почти тридцать лет с момента нашей первой совместной записи, мы с Дессом придумали и сделали «Полурассвет». Альбом, в котором и музыкальная часть, и качество записи – одинаково хороши. Это и есть результат, к которому я шёл более четверти века. И я очень рад тому, как всё сложилось.

КОНТРАБАНДА: Как проходила работа над новым альбомом?
Борис Чистый: Существуют четыре человека, благодаря которым «Полурассвет» стал таким, каким он стал. Это я, как автор и исполнитель песен. Десс, который выступил не только в роли соавтора проекта и звукорежиссёра, но и как музыкальный продюсер альбома. Антон Спартаков – соавтор аранжировок к большинству песен, сыгравший большую часть гитарных партий на этом альбоме. И Александр Владимирский, который присоединился к нам немного позже и сыграл на контрабасе в большей половине песен. Его консерваторское образование и академический стиль игры задали высокую планку для остальных участников проекта. Благодаря этому появилось прекрасное скрипичное соло в песне «Стрела», которое сыграла Юлия Усова. Соло Марины Павленко на альте в песне «Теперь». И много других интересных музыкальных решений. Мы работали над альбомом более двух лет. Некоторые песни неоднократно перезаписывались, это был живой творческий процесс, в котором участвовало множество замечательных петербургских музыкантов, каждый из которых добавил к моей музыке что-то своё. Песня «Такие дни», по первоначальному замыслу, должна была завершать альбом. Быть последним, тринадцатым треком. Только с нужным темпом песни определиться не могли. Песня одинаково хорошо, но совершенно по-разному, звучала в двух записанных нами вариантах, с разницей в темпе – в полтора раза. В результате мы решили, что треков в альбоме будет четырнадцать. И не ошиблись. Песня представлена на альбоме в двух разных художественных решениях, она открывает и закрывает альбом. Десс всегда хотел, чтобы в этой песне звучал симфонический оркестр. Но поскольку пригласить настоящий симфонический оркестр мы себе позволить не могли, он нашёл замечательного клавишника и композитора – Дмитрия Бюргановского и звукорежиссёра Вадима Рокицкого, благодаря которым была создана симфоническая аранжировка финальной песни альбома «Такие дни». Услышав её, я был искренне поражён тем, как зазвучала песня. Песня «Борода» стала одной из изюминок этого альбома, благодаря участию в записи Дмитрия “Caribace” Васильева. Такое глубокое погружение в перкуссионно-ритмическую структуру рэгги – услышишь не часто.
«Каин», по изначальному замыслу, должен был стать стилистической антитезой всему альбому, наиболее «электронным» и наименее акустическим из всех треков. Для упрощения дальнейшего процесса, мы в самом начале работы записали черновые голос и гитару. Постепенно этот черновик стал обрастать удивительными электронными голосами и семплами. Результат нам, в общем, нравился, но… Однажды Десс предложил снова послушать оригинал нашего черновика, без аранжировок, просто грамотно сведённые – те самые гитару и голос. И оказалось, что уже в самом начале мы смогли добиться точного и стопроцентного попадания в образ этой песни. Однако такой вариант «Каина» менял бы всю придуманную нами концепцию, поэтому мы нашли иной выход. Партию гитары в этой песне сыграл на клавишах Александр Пухальский, добавив к найденному и отшлифованному звуку собственную интерпретацию. А партии живых гобоя, кларнета и флейты в финале песни, которые исполнили Мария Ржевская, Семён Сердюков и Татьяна Тимофеева, стали логичным разрешением музыкальной темы.
К песне «Полюби меня» мне хотелось добавить такие как бы «тапёрские» клавиши, чтобы выделить и подчеркнуть джазовую составляющую. В результате, Дмитрий Попов на саксофоне и Владимир Савенок на фортепиано – превратили этот простенький рок-н-ролл в классическое джазовое буги-вуги. Обе партии были записаны в самый последний момент, к уже готовому материалу, и внезапно совершенно его преобразили.

КОНТРАБАНДА: Новый альбом получился очень разносторонним в плане музыкальных жанров и стилей. Как это вышло?
Борис Чистый: Когда я пишу песни, я вообще не думаю о жанрах. Сначала появляется музыка, я слышу её в своей голове, играю, фиксирую, довожу до ума. И только потом к этой музыке я уже сочиняю текст. И эта музыка из моей головы, она может быть в любом жанре, в зависимости от настроения. Я использую художественные средства авторской песни, гитару и голос, но музыка в основе моих песен – разная. И она всегда на первом месте. А Десс, в принципе, поклонником авторской песни никогда не был. Сделать акцент именно на музыке, на разнообразии аранжировок, и уйти как можно дальше от формата «гитары и голоса» – было основной его задачей при создании «Полурассвета». Благодаря этому в моём альбоме есть и рэгги, и джаз, и симфонический рок, и дарк-фолк… Некоторые решения стали сюрпризом даже для нас самих.

КОНТРАБАНДА: Расскажите о многоканальной музыке.
Борис Чистый: После записи альбома «Арифмо» я стал обладателем отличной внешней аудио-карты, на которую, собственно, и был записан альбом, а также – неплохих мониторных наушников. Так у меня появилась возможность адекватного воспроизведения различных музыкальных форматов стерео высокого разрешения. И прослушивания хорошо знакомой и давно любимой мною музыки, в этих новых форматах.
Первым услышанным мной альбомом в формате 5.1 surround sound, был «Shangri-La» Марка Нопфлера. Это было в 2011 году. Причём аппаратуры, позволявшей полноценно воспроизводить многоканальную музыку, у меня тогда ещё не было. Я прослушал этот альбом в наушниках, используя плагин Dolby Headphone в плеере foobar2000. Впечатление было ошеломляющим. Это сложно передать словами. Это нужно услышать. Просто однажды попробуйте послушать любую хорошо знакомую вам музыку на правильно настроенной аппаратуре, в многоканальной версии. Ибо этот формат, с его огромным выбором выразительных средств, даёт совершенно иное восприятие музыки слушателем.
Первым моим набором многоканальной аппаратуры был дешёвый домашний кинотеатр, в котором фронтальные штатные однополосные колонки я заменил на мною же переделанные из компьютерной акустики среднего качества – пассивные акустические системы. С тех пор у меня не раз менялись колонки, ресиверы, провода, а вместе с ними и доступные к воспроизведению форматы многоканальной музыки. Но страсть к этой теме оставалась прежней.
Ни одна студийная запись, даже самая качественная, не сравнится с присутствием на живом выступлении музыканта. Живой концерт обладает своеобразной «химией», возникающей между исполнителем и слушателем, в каждом случае – уникальной. Достигнуть подобного эффекта при записи в студии – невозможно. Поэтому многие годы музыкальные продюсеры экспериментируют и ищут, используя различные приёмы и технические ухищрения, своего рода «философский камень» саунда, позволяющий студийной фонограмме дать слушателю впечатления, сопоставимые по силе воздействия с живым выступлением. Появление многоканальных форматов в звукозаписи безусловно стало огромным шагом вперёд на этом пути.
Возвращаясь к «Полурассвету». Ещё на стадии продумывания и обсуждения того, каким будет новый альбом, мы с продюсером решили использовать разные музыкальные жанры и стили, и обязательно сделать многоканальную версию альбома. И обнаружили, что именно в многоканальной версии тех же самых треков с теми же самыми инструментами – парадоксальным образом больше музыки. Поэтому я очень рекомендую прослушать «Полурассвет» в формате 5.1 (это чёрный диск в диджипаке), если у вас будет такая техническая возможность. По сути, это практически два разных альбома – в стерео и в многоканальной версиях.

Текст Эдуарда Абрамова
Фото Дарьи Чаликовой
Материал опубликован на портале КОНТРАБАНДА 5 февраля 2018 года

Альбом Бориса Чистого "Полурассвет" на Яндекс-Музыке

Координаты
Москва, Кутузовский проЕЗд, 4
метро Парк Победы
справа от панорамы Бородинской Битвы



+7 (499) 148-13-03
Как добраться
Наши любимые лейблы
наши партнёры
Наши любимые клубы
Наши любимые медиа
Наши друзья

Контакты: +7 (499) 148-13-03,