Культурный сезон

Для всех хороших людей
с октября по июнь
(с перерывом на
новогодние каникулы
)
в магазине музыки
"ДОМ КУЛЬТУРЫ",
презентации новых альбомов, книг, фильмов,
концерты, видеопоказы, лектории.

традиционно
КАЖДОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
(и иногда в субботу)
с 17 до 19
встречи с АВТОРАМИ.
(расписание на текущий
месяц - см. "ДК-афиша")

ВХОД СВОБОДНЫЙ!
(при наличии мест
и за исключением
специальных
клубных мероприятий)


1 июня
НАТАЛЬЯ ЧУМАКОВА
Егор и Опизденевшие
Презентация CD
"Со скоростью мира"
и
"Затем снятся сны!"
17.00

ДК-афиша
8 июня
Наталья НЕЛЮБОВА

15 июня
ТРЕСТ
презентация синглов
17:00

22 июня
Евгений "ТИТЯ" ТИТОВ
Закрытие XVIII Культурного сезона
17:00

ДК РЕКОМЕНДУЕТ

Бар
Меню
Сыр чечил
60 р.
Новости

ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - "Не о том речь"

Можно с уверенностью утверждать, что 15 февраля в клубе «16 Тонн» произошло событие, случающееся раз в семь лет. Именно с такой периодичностью в последние четверть века выходят новые студийные альбомы легендарной московской арт-группы.

«Не о том речь» — это сложный цикл песен, созданных Романом Сусловым с товарищами в три последовательных временных периода, в свою очередь обернувшихся тремя разными эпохами. Начиная с дилогии «Смерть Царя Ирода», созданной для проекта РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП недавно ушедшего из жизни композитора и активного участника «Отказа» Павла Карманова, и заканчивая постскриптумом «Ах!» и «Ы», созданным в момент, когда основной материал альбома уже был записан и в целом сведён.

Потеря Павла Карманова оказалась не единственным трагическим событием, совпавшим с созданием этого цикла. 1 марта 2022 года, через три недели после завершения очередной репетиционной сессии, ушёл из жизни бессменный участник «Отказа» барабанщик Михаил Митин — музыкант, без которого существование группы казалось совершенно невозможным.

В ходе работы над альбомом оформилось и новое сочетание солистов: скрипка (Сергей Рыженко), саксофон (Павел Тонковид), а также флейта и мелодика (Павел Карманов). Для партии трубы, однако, места в звуковой палитре не нашлось, как не нашлось в этой программе, жёсткой по структуре и форме, места, где мог бы проявиться блестящий импровизатор Андрей Соловьев. Место ударника занял Илья Варфоломеев.

«Случай в Тайге», «Мухи», «Анаэробика», «Ция», «Грустная тема» и «Синявка» (гениальный перевод слова «блюз» из далеких 1920-х годов) — именно эти пьесы составили костяк нового альбома. И именно в «16 Тоннах» в последние два года поклонники ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА могли знакомиться с их становлением.

«Это какой-то полный пуантилизм, минимализм, политональность и вообще поливсё. Суслов дирижировал и отсчитывал такт, уловить который было просто невозможно. Иногда напоминал товарищам, как песня начинается и какой примерно там рисунок. Но звучало всё, как и должен звучать крутейший авангард — на острие ножа, на грани какого-то безумия. Апокалиптические «Мухи», говорят, уже исполнялись ранее. «Последний лист осины...», увядание и тлен, полный мрак. Пиццикато скрипки Рыженко как метроном, отсчитывающий последнее время. Еще была песня с кодовым названием «Ция», тоже ничего веселого. Два «Ирода». Незнакомый «С-минор» («Грустная Тема») и «Случай в Тайге». В общем, своего рода творческая лаборатория, где новая музыка обретает форму у вас на глазах». — делилась своими впечатлениями от концерта в декабре 22-го года замглавреда журнала InRock Елена Савицкая.

Более тесное знакомство с материалом оставляет ощущение, что «Отказ» взял курс на ещё большую угловатость, чем раньше, хотя, казалось бы, куда уж больше, достаточно вспомнить последние альбомы, в которых нет почти ничего прямолинейного. И тем не менее на «Не о том речь» группа берёт новые вершины в построении музыкального текста на нелогичностях, неровностях, противоречиях.

Если раньше одним из главных приёмов было одновременное звучание двух или более не связанных друг с другом музыкальных тем, то в «Не о том речь» отличительной чертой становится почти полная разобщённость разных участников музыкального процесса. Особенно отчётливо это слышно во время пения. Мелодии Романа Суслова (в большинстве своем заковыристые — не напоёшь) как будто не опираются ни на что. Им сопутствует игра разных инструментов или групп инструментов (агрессивные унисоны, по-прежнему, остаются важным приёмом «Отказа»), которые ведут свои затейливые линии. Кажется, что автор музыки словно специально подбирает в качестве сопровождения «не те» ноты и аккорды — впрочем, нарочитости в этом нет.

Возможно, на самом деле в партиях разных инструментов больше общего, но это не очень понятно неподготовленному уху. Илья Варфоломеев поясняет, что иногда все играют в одном размере, но партии настолько «извилистые», что со стороны это непонятно».

Парадоксально, но в целом в новой программе менее значимой, чем раньше представляется роль гитары: где-то она просто отсутствует, где-то прячется за других, где-то солирует, но не очень явным образом. «Вообще я не очень люблю гитару и считаю, что во многих вещах её не должно быть в звуковой палитре. На сцене — другое дело, это знаковый момент, на сцене её больше, там она звучит по-другому, более навязчиво, зло и много», — говорит Роман Суслов.

А напоследок напомним давнюю реплику Артема Липатова: ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - одна из групп, которые не имеют ни возраста, ни стилистических ярлыков. Эта музыка прекрасна, поскольку она ни на что не похожа, ни с кем не спорит, а только гнёт и гнёт свою линию. «Отказ» яростен и нежен; «Отказ» гладит против шерсти и режет бритвой, «Отказ» никому не хочет понравиться и оттого нравится многим. Ходите на их концерты, и вы поймёте кое-что про жизнь, время и, может быть, про себя».
Координаты
Москва, Кутузовский проЕЗд, 4
метро Парк Победы
справа от панорамы Бородинской Битвы



+7 (499) 148-13-03
Как добраться
Наши любимые лейблы
наши партнёры
Наши любимые клубы
Наши любимые медиа
Наши друзья

Контакты: +7 (499) 148-13-03,