Для всех хороших людей
с октября по июнь
(с перерывом на
новогодние каникулы)
в магазине музыки
"ДОМ КУЛЬТУРЫ",
презентации новых альбомов, книг, фильмов,
концерты, видеопоказы, лектории.
традиционно
КАЖДОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
(и иногда в субботу)
с 17 до 19 -
встречи с АВТОРАМИ.
(расписание на текущий
месяц - см. "ДК-афиша")
ВХОД СВОБОДНЫЙ!
(при наличии мест
и за исключением
специальных
клубных мероприятий)
21 апреля
Игорь "ИША" ПЕТРОВСКИЙ
Наталья НАУМЕНКО
Олег КОВРИГА
Презентация
"Книжки для Майка"
17.00
100 р.
KAMA records
Ижевский лейбл KAMA records известен искушённому меломану благодаря документированию и продвижению местной электронной музыки, уже давно ставшей явлением бОльшим, чем локальный феномен. А кроме этого - серией "Аутентичная география", в которую вошло несколько фолк-альманахов в формате "Книга + CD". Теперь эти уникальные издания можно приобрести в ДОМе КУЛЬТУРЫ.
Ниже - монолог основателя лейбла, позаимствованный в журнале "Афиша". На сегодняшний день ссылка на него в самой "Афише" не работает; здесь - вариант, опубликованный на официальном сайте Kama Records.
Александр Юминов: "Я придумал KAMA records, я его главный организатор и, собственно говоря, владелец. KAMA — это не юридическое название, но с точки зрения документов мы именно что юридическая организация. Это важно: в последние годы вроде бы лейблов появилось много, а реальных, как-то оформленных среди них мало. "Кама" существует с 2000-го, но до того у меня был протолейбл, на котором мы в 1992 году выпустили пластинку аутентичного русского фольклора. История была такая: в начале 1980-х я как-то наткнулся на замечательную пластинку "Волшебный болгарский голос" — отследить ее влияние на Dead Can Dance и все остальное было несложно. Потом знакомая этнограф Марина Ходырева услышала эту пластинку и позвала меня в Удмуртию. Мы поехали в экспедицию — записывать бабушек. Техники тогда не было никакой. Меня выручил Игорь Колядный из группы "Виды рыб" — одолжил свою четырехдорожечную портативную студию. Правда, когда мы ее проверяли, все работало, а когда приехали записывать, оказалось, что там микрофоны как-то не совпадают, и по итогу получился немножко такой индастриал. Почистили, как смогли. Вышла пластинка тиражом пятнадцать тысяч экземпляров. С большим трудом получили матрицу. Все, что печаталось тогда на Апрелевском заводе, принадлежало "Русскому диску". Мы им сказали: "Если хотите каких-то денег получить, то не с этой пластинки". "Русский диск" решил, что за это говно не стоит бороться, разрешили нам все спокойно самим издавать, что мы и сделали. Вот с этого все началось — двадцать лет назад.
Первыми дисками "Камы" тоже был аутентичный фольклор. Это то, чем я увлекаюсь, и это всегда была такая палочка-выручалочка для поддержки лейбла. Потом мы начали издавать ижевскую музыку. Я с ижевскими музыкантами вообще давно работаю — например, со "Стуком бамбука в 11 часов" я с самого начала был знаком, они часто приходили ко мне домой, я знаю каждую запись, которую они сделали до "Легкое дело холод". Еще с 1994-го по 1997-й я делал на местном ТВ передачу "45 минут бесполезной информации". Она была посвящена ижевской субкультуре. Одна часть — про всяких поэтов, художников, черт-те кого: например, был человек, который собирал голоса птиц. А вторая часть была посвящена исключительно музыкантам — интервью, клипы, которые мы сами делали. Так что я был в курсе. Мы выпустили "Родезию", которые потом стали называться "Ряба мутант", выпустили сборник "Новости подводного Ижевска 1983–2001", перепутав при этом на обложке местами цифры 9 и 8.
В 2004 году появилась программа "Культурная столица поволжья". В ее рамках мы пять лет подряд проводили большой фестиваль "Новости подводного Ижевска". Было очень пикольно. Скажем, у нас был контакт с Британским советом, и когда они предложили сделать какой-нибудь совместный проект, мы ответили: "Давайте сделаем недели английской музыки в Ижевске. Чтобы к нам на неделю, а лучше на 10 дней, каждый месяц приезжали английские диджеи". Они ахнули: говорят, мы никогда такого не пробовали, но давайте сделаем. И сделали. Это нам дало гигантское количество английской прессы, про наши клубы и музыку была куча публикаций, дважды писал журнал The Wire. Самое смешное — что до Ижевска эта волна долетела не изнутри, а снаружи. Вдруг пошли слухи по городу: "Слушайте, в Москве говорят, что у нас в городе музыка какая-то электронная". Доходило до того, что я во время чьего-нибудь выступления слышал, как люди говорили: "Да это вообще чужая запись, ну не могут у нас так играть".
Последние два года я занимаюсь в основном тем, что издаю архивы. Как-то так получилось, что ижевской сцены не стало. Просто стало тяжело всем этим заниматься, и мы немножко прекратили свою деятельность. При этом у меня много разных проектов — художественных, просветительских, и они все существуют на гранты. Один из грантов был дан на собирание воспоминаний об ижевской музыке, электронной и доэлектронной. Я занялся этим и с удивлением и печалью обнаружил, что в те три-четыре года, что я не действовал в качестве активного человека в музыкальной жизни города, все как-то развалилось и рассыпалось.
Я выпал из обоймы своего возраста, вокруг меня в основном молодые люди. Все мои друзья, одноклассники, приятели по университету недоумевают — не понимают, чего такой дяденька делает с пионерами. Я вроде как должен любить Deep Purple, но мне всегда нравилась музыка не то что экспериментальная, а, как бы это правильно сказать, сырая. Я за свою жизнь слышал тысячу музыкантов, которые очень здорово играли. У нас в городе был человек, который играл Карлоса Сантану лучше, чем Карлос Сантана. Но когда ему предлагали сыграть что-нибудь собственное, это была такая туфта, которую слушать было невыносимо. Вроде бы люди все лучше и лучше играют, а толку нет. Я знаю каждую ноту, которую они сыграют, еще до того, как она сыграна. Меня искренность всегда подкупала гораздо больше. Поэтому я и занимался такой музыкой. Вот почему я стал издавать "4 позиции Бруно"? У них есть та самая энергия, которая исчезла у ижевских команд.
Когда начался бум mp3, вдруг оказалось, что людям вообще слушать музыку не нужно. Им нужно набирать гигабайты. Я, например, встречался с какими-то молодыми людьми, которые заведомо ко мне относились как к человеку прошлого, ничего в настоящем не понимающему. Они мне называли музыкантов, у которых издано по 35 синглов и 4 альбома. Я начинал это слушать, мне казалось, что это просто смешно — я знал каждую группу, из одной песни которой сделан целый альбом. Повторение и деградация, это во всем мире происходит. Раньше было: "Ты слышал этот альбом, группу, песню?" А теперь: "У тебя сколько гигабайт?" — "У меня 500". — "А у меня терабайт вообще". Это вдруг оказалось самым важным. Но терабайт музыки невозможно послушать. А если ты и послушаешь, то ничего не услышишь и не запомнишь. Мне кажется, этого человеческий организм просто не выдержит.
Я переключился снова на аутентичный фольклор, снова стал ездить в экспедиции. В конце концов, электроника и фольклор — вещи одного порядка. Та мистика, которая есть в ижевской электронной и околоэлектронной музыке, она есть и в фольклоре. В одной экспедиции такое было: мы записали одну бабулю, она спела и говорит: "А дайте я послушаю". Мы ей включили, что она поет, и она стала подпевать. Мы включили еще один микрофон, получилась такая стандартная технологии бюджетной записи — запись с наложением. В 2008 году мы приехали к ней еще раз, и она этот овердаб подхватила и не запнулась. Ну сделали четыре дорожки. А она слушает и говорит: "Я же поняла. Я смотрю по телевизору — она одна, а голосов несколько. Так я теперь понимаю, как это сделано".
Я иногда размышляю о том, что если реально взяться за ижевскую сцену, можно из этого сделать бизнес. Аудитория в нашей стране замечательная, она такая чистая, непорочная, и, как правило, чистые и непорочные вещи попадают не совсем к тем, к кому должны были бы. Поэтому, в общем, Стас Михайлов и "Наше радио". Делами внутри лейбла, собственно, я один занимаюсь. Я и дизайнер, и печатник, режиссер, иногда бывает, что и звукорежиссер. Пока нравится — будем действовать. Когда я зарабатываю достаточно денег, чтобы накормить себя и собственную семью, я занимаюсь "Камой". Нет — не занимаюсь. Стрел в колчан это не добавляет. С другой стороны, представьте себе: у меня есть ижевский музыкальный видеоархив, начиная с 1990-го. Сегодня это может не быть востребовано, но когда-нибудь точно будет. Мне этого достаточно. Я тут почитал ваши разговоры со звукорежиссерами, промоутерами. Это занятие очень ограниченного круга людей, которые на самом деле в большинстве случаев работают за интерес. Дай бог, если эти молодые промоутеры доживут до возраста пятьдесят два года, как у меня, и будут продолжать этим заниматься".
метро Парк Победы
справа от панорамы Бородинской Битвы
Как добраться
в Живом Журнале
в Контакте
в Facebook
в Telegram
в ОдноклассникаХ