Культурный сезон

Для всех хороших людей
с октября по июнь
(с перерывом на
новогодние каникулы
)
в магазине музыки
"ДОМ КУЛЬТУРЫ",
презентации новых альбомов, книг, фильмов,
концерты, видеопоказы, лектории.

традиционно
КАЖДОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
(и иногда в субботу)
с 17 до 19
встречи с АВТОРАМИ.
(расписание на текущий
месяц - см. "ДК-афиша")

ВХОД СВОБОДНЫЙ!
(при наличии мест
и за исключением
специальных
клубных мероприятий)


26 января
ПРОИСШЕСТВИЕ
/
ТВОЁ ЛЕТО НЕ БУДЕТ ПРЕЖНИМ
Рок-н-ролльный джинн с тоником
17.00

ДК-афиша

ДК РЕКОМЕНДУЕТ

Бар
Меню
Сидр бут. Россия/Франция
300 / 550 р.
Новости

Олег КАРАВАЙЧУК - "Три степени свободы"

Вторым томом антологии киномузыки советского экрана, затеянной лейблом "Снегири", стала пластинка Олега Каравайчука. Она выпущена на чёрном виниле с внутренним конвертом ограниченным тиражом 500 экземпляров

Трек-лист:
Сторона А
1. «Короткие встречи» (1967), Одесская киностудия
2. «Мама вышла замуж» | Увертюра (1969), Ленфильм
3. «Мама вышла замуж» | Город (1969), Ленфильм
4. «Драма из старинной жизни» (1971), Ленфильм
5. «Долгие проводы» (1971), Одесская киностудия
6. «Комитет 19» | Хроника (1971), Мосфильм
7. «Комитет 19» | Увертюра (1971), Мосфильм
8. «Городской романс» | Рояль и голос (1970), Одесская киностудия
9. «Городской романс» | Финал (Флейта, струнные, орган и труба) (1970), Одесская киностудия
10. «Монолог» | Воспоминания (1972), Ленфильм
11. «Монолог» | Вальс (1972), Ленфильм
12. «Монолог» | Марш Солдатиков (1972), Ленфильм
13. «Секундомер» | Баккара (1970), Ленфильм

Сторона В
14. «Житие и вознесение Юрася Братчика» (1967), Беларусьфильм
15. «Принц и нищий» (1972), Ленфильм по заказу Гостелерадио
16. «Ксения, любимая жена Федора» (1974), Ленфильм
17. «Чужие письма» | Увертюра (1975), Ленфильм
18. «Секундомер» | Вальс (1970), Ленфильм
19. «Чужие письма» | Финал (1975), Ленфильм
20. «Женитьба» (1977), Ленфильм
21. «Ася» | Рояль для шарманки (1977), Ленфильм
22. «Ася» | Финал (1977), Ленфильм
23. «Летняя поездка к морю» | Увертюра (1978), Ленфильм
24. «Летняя поездка к морю» | Отстрел птиц (1978), Ленфильм
25. «Впервые замужем» (1979), Ленфильм
26. «Взлёт» (1979), Мосфильм
27. «Переступить черту» (1985), Лентелефильм
28. «Город мастеров» (1965), Беларусьфильм

Олег Каравайчук и ансамбль солистов Ленинградской филармонии

Фонограммы, кадры из фильмов и архивные материалы предоставлены Государственным фондом кинофильмов Российской Федерации, ЦГАЛИ СПб, киностудией «Ленфильм», киностудией «Беларусьфильм», ФГУП Киноконцерном «Мосфильм».

Составитель и продюсер: Олег Нестеров
Реставрация и ремастеринг: Борис Алексеев (Classic Multimedia Group)

В компиляции представлена музыка к двадцати двум картинам, снятым с 1965 по 1985 годы, режиссёрами которых стали Муратова, Авербах, Тодоровский, Мельников, Аранович, Гресь... - Выбирать пришлось из семидесяти шести фильмов.
Удалось найти оригиналы записей на Лендоке, в БТА на Ленфильме и в Капелле - то, что потом сводилось в звуковую дорожку фильма на перезаписи. Среди этого есть и дубли, и то, что в картину не входило, вплоть до психоделических заныров в поток Олега Николаевича с музыкантами. Другая часть материала — раздельные магнитные фонограммы из архива Госфильмофонда.

Реставрация и мастеринг потребовали трёх месяцев, но всё удалось.

Слово издателя:
Мои дорогие!

Семь лет назад я приговорил себя к пожизненному проекту (сколько успею, столько сделаю), посвященному феномену советской киномузыки. Я назвал его «ТРИ СТЕПЕНИ СВОБОДЫ. МУЗЫКА > КИНО > СССР». Почти нигде в мире композиторы высшей академической лиги не работали в кино. У нас, по ряду причин, чаще всего невесёлых, это случалось.

Звучит невероятно, но киномузыка в СССР часто являлась самым свободным проявлением в искусстве. Существуя официально, в то же время она могла не вписываться в каноны «социалистического реализма».

Этот феномен в должной мере не проявлен и до конца не исследован. И есть большая вероятность, что музыка, написанная большими композиторами ХХ века, рано или поздно исчезнет навсегда – забудется в архивах вместе с фильмами, в которых она звучала.

Отделять музыку от кадра и соединять с вечностью – так можно сформулировать главную задачу этого проекта. Подавляющее её большинство никогда и нигде не издавалось, это оригинальные звуковые дорожки из фильмов, найденные на киностудиях, в государственных и частных архивах. Этой музыки нет в цифровом пространстве, а значит она не существует в современном мире.

Но не менее важно и интересно сейчас исследовать путь художника. Как ограничения, запрет и несвобода порождали в нем большую свободу, как вынужденная поначалу работа в кино, казалось бы в прикладном и низком жанре, поддерживала и инициировала великие замыслы.

Чуть больше года назад проект стартовал с первым героем, Альфредом Шнитке, и вы помогли мне издать его виниловую пластинку.

Вторым героем станет Олег Каравайчук. В девятилетнем возрасте он уже выступал на правительственных концертах и писал масштабные оратории. Вождь подарил ему белый рояль, Рихтер мог слушать его часами, Шостакович называл гением. Но потом он заскучал, вся музыка мира стала ему неинтересна, кроме той, что томилась у него внутри. А для неё путь на большую сцену был закрыт на долгие десятилетия. Каравайчук стал работать в кино (1953), пройдя путь от нормального советского кинокомпозитора до гения потока, работая с лучшими музыкантами страны и почти отказавшись от нот. Он оставался свободным и в СССР, и после, последние двадцать лет своей долгой жизни играя по понедельникам на императорском рояле в Эрмитаже.

Мне хотелось бы, чтобы эта пластинка нашла тех, кому она будет необходима.
<...>
И в заключение. Есть одна фраза, которая мне помогает: теперь это будет.

Ваш Олег Нестеров
Рецензия Игоря Гаврилова (КоммерсантЪ):

Сутулая музыка
Выходит собрание сочинений Олега Каравайчука
Лидер группы «Мегаполис» и глава лейбла «Снегири» Олег Нестеров выпускает собрание сочинений композитора Олега Каравайчука (1927–2016) в рамках проекта «Три степени свободы».

Проект лидера группы «Мегаполис» Олега Нестерова «Три степени свободы» отталкивается от тезиса о том, что «нигде в мире композиторы высшей музыкальной лиги не работали в кино» — только в СССР. Наверное, здесь можно поспорить о том, относятся ли к «высшей лиге» Филип Гласс или Рюити Сакамото, но в том, что Альфред Шнитке, с которого началась серия переизданий в рамках «Трёх степеней свободы»,— автор первого ряда, сомнений нет. В 2021–2022 годах Олег Нестеров реализовал первую часть своего проекта, в рамках которой была запущена интернет-платформа, а также изданы книга и музыкальный сборник, посвящённые работам Альфреда Шнитке в кино. Теперь настала очередь Олега Каравайчука.

Олег Каравайчук — человек-миф, полностью растворившийся в своей музыке. Пианист, начавший карьеру в семь лет с концерта для Иосифа Сталина и выдавший на экзамене в консерватории собственную импровизацию за Баха. Композитор, написавший невероятное количество киномузыки и отказавшийся идти на консерваторский курс композиции к Дмитрию Шостаковичу. Питерский затворник, мудрец и фрик. Недаром его так любил Сергей Курёхин, также ходивший тропами, близкими к границам сверхъестественного. Задолго до лидера «Поп-механики» Каравайчук пробовал эти границы на прочность. Материализовываться перед публикой ему было совершенно необязательно, легенды заменяли его физическое присутствие, а если он появлялся, то непременно в эксцентричной ипостаси.

В 2009 году на праздновании 200-летия Николая Гоголя Каравайчук, сам чем-то похожий на юбиляра, вышел на сцену ДК Ленсовета вместе с Александром Башировым, Ренатой Литвиновой и Земфирой (признана в РФ иноагентом), но за рояль не сел, а ходил по сцене под фонограмму собственных произведений и пускался в пространные комментарии к музыке. В 2012 году на своём выступлении в столичном «Гараже» Каравайчук предпочёл роялю ансамбль тибетского пения Phurpa и балерину Оксану Бондареву — они иллюстрировали его идеи при помощи собственного языка, вокального и пластического. Таким запомнила Олега Каравайчука аудитория XXI века, в котором он прожил 16 лет из 88.

<...>

Олег Каравайчук был человеком-стихией, и Нестерову определенно хотелось поселить это ощущение в посвящённых ему проектах. При этом продюсер решил, по его собственному определению, отделить музыку от кадра и соединить с вечностью. Делать это в отсутствие самого автора титанически сложно. Те, кому повезло видеть Каравайчука на сцене, помнят, как практически бестелесное существо в берете, мешковатых брюках и растянутом свитере с чёлкой, закрывающей лицо, управляло музыкальными, хореографическими и кинематографическими бурями. Да нередко и комментировало процесс. «Протяжённая грусть», «сутулая музыка», «искусство как отсутствие поступка» — хочется верить, что эти определения, которые давал своим трудам Каравайчук прямо во время концертов, войдут в книгу «Порядка слов». При этом новая коллекция произведений, интервью и воспоминаний Олега Каравайчука точно даст понимание того, как художнику быть свободным в эпоху несвободы. Для кого-то оно точно не будет лишним
Координаты
Москва, Кутузовский проЕЗд, 4
метро Парк Победы
справа от панорамы Бородинской Битвы



+7 (499) 148-13-03
Как добраться
Наши любимые лейблы
наши партнёры
Наши любимые клубы
Наши любимые медиа
Наши друзья

Контакты: +7 (499) 148-13-03,